Главная » Статьи » Коллегам

Эмпирическое исследование.

Эмпирическое исследование.

 

       Целью данного исследования является  изучение социально-психологического развития группы как коллектива; отношения, существующие в группе; характеристики взаимодействия в группе и ценности (потребности) его участников.

       Также предметом изучения является межличностные отношения в группе и определение места, занимаемого каждым членом группы.

Для реализации поставленных целей были использованы следующие методы  и методики:

- методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) (Р.С. Немов);

- тест уровня сотрудничества в детском коллективе;

- метод изучения коммуникативной деятельности с помощью тесовых карт коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев);

- социометрическая методика (Р.С. Немов).

 

Краткое описание используемых методов и методик.

 

  1. Методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива (СПСК)  Р.С. Немова

Цель: позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе, например в классе, и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью этой методики можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.

 

Методика позволяет оценить отношения:

1. Ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68)

2. Коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);

3. Сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);

4. Контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);

5. Открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);

6. Организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);

7. Информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).

Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 – рабочие, а 5 – контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности самих ответов испытуемых. В следующем ниже списке контрольные суждения отмечены справа знаком (+). При внимательном ознакомлении испытуемых с инструкцией  и искренних ответах  на все контрольные суждения необходимо давать только один ответ, оценивая по ним группу в 0 баллов. По всем остальным суждениям оценки группы могут и, как правило, отличаются от 0.

Перед началом исследования члены группы, которые сами оценивают свои отношения, получают инструкцию такого содержания: вам предлагается список суждений, описывающих отношения в некотором идеальном коллективе. Вам предстоит, пользуясь им, охарактеризовать свою группу как коллектив, т.е. оценить, насколько в ней развиты отношения, характерные для коллектива.

Для этого необходимо ознакомится с суждением, соотнести его со своей группой (классом), некоторое время подумать и дать ему оценку от 0 до 6 баллов. 0 баллов означает, что данный вид отношений совсем не развит в вашей группе, а  6 баллов свидетельствуют о том, что все без исключения члены вашей группы включены и осуществляют данный вид отношений. Для дифференциации оценок предлагается следующая шкала:

 

 

0

баллов

1

балл

2

балла

3

балла

4

балла

5

баллов

6

баллов

(никто)

(почти никто)

(меньшинство)

(половина)

(большинство)

(почти все)

(все)

 

Если вы не можете дать точную оценку, то вместо цифры можно ставить прочерк (_). Это означает, что по каким-то причинам вы не в состоянии по данному суждению оценить свою группу.

Все оценки проставляются в специальном бланке, форма которого приводится ниже. В верхней части этого бланка для напоминания еще раз приводится только что описанная оценочная шкала, а в нижней части по строчкам даны номера тех суждений, по которым вы будете оценивать всю группу как коллектив. Предлагаемые вами оценки необходимо проставлять прямо на бланке справа от номера суждения, по которому вы оцениваете свою группу. Сначала выбирается словесная оценка, а затем она переводится в баллы, которые выставляются на бланке.

 

Бланк испытуемого в методике СПСК

Оценочная шкала

Никто

(0)

Почти никто

(1)

Меньшинство

(2)

Половина

(3)

Большинство

(4)

Почти

Все

(5)

Все

(6)

Затрудняюсь

Ответить (_)

Порядковые номера суждений

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

 

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

 

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

 

68

69

70

71

72

73

74

75

                 

 

Список суждений.

  1. Свои слова подтверждают делом.
  2. Осуждают проявления эгоизма.
  3. Имеют одинаковые убеждения.
  4. Радуются успехами друг друга.
  5. Оказывают помощь другим группам и новичкам в своей группе.
  6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.
  7. Хорошо знают задачи, стоящие перед группой.
  8. Требовательны друг к другу.
  9. Все вопросы решают сообща.
  10.  Единодушны в оценке проблем, стоящих перед группой.
  11.  Доверяют друг другу.
  12.  Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.
  13.  Бесконфликтно распределяют обязанности между собой.
  14.  Хорошо знают итоги работы группы.
  15.  Никогда и ни в чем не ошибаются.
  16.  Правильно оценивают свои успехи и неудачи в работе.
  17.  Личные интересы не ставят выше интересов группы.
  18.  Имеют общие увлечения.
  19.  Всегда защищают друг друга.
  20.  Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.
  21.  При необходимости заменяют друг друга в групповых делах.
  22.  Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе своей группе.
  23.  Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.
  24.  Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
  25.  Быстро добиваются согласия  при распределении обязанностей внутри группы.
  26.  Помогают друг другу.
  27.  Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым участникам своей группы.
  28.  Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
  29.   Хорошо знают правила поведения в группе.
  30.  Никогда и ни в чём не сомневаются. +
  31.  Не бросают начатое дело на полпути.
  32.  Горячо отстаивают принятые в группе правила поведения.
  33.  Одинаково правильно оценивают успехи своей группы.
  34.  Искренне огорчаются при неудачах своей группы.
  35.  Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.
  36.  Умело разрешают возникающие конфликты во взаимоотношениях друг с другом.
  37.  Хорошо знают свои обязанности.
  38.  Сознательно подчиняются дисциплине.
  39.  Искренне верят в свою группу.
  40.  Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
  41.  Тактично ведут себя в отношении друг друга.
  42.  Никогда не подчёркивают преимуществ своей группы перед другими или привилегий старых членов группы перед новыми.
  43.  Быстро находят между собой общий язык .
  44.  Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
  45.  Всегда и во всём правы. +
  46.  Личные интересы не ставят на первое место.
  47.  Активно поддерживают полезные для группы начинания.
  48.  Имеют одинаковые представления о нравственности.
  49.  Доброжелательно относятся друг к другу.
  50.  Тактично ведут себя про отношению не только к своей группе, но и по отношению к другим группам, по отношению и к старым и к новым участникам своей группы.
  51.  Способны взять на  себя руководство группой, если потребуется.
  52.  Хорошо знают обязанности и права друг друга.
  53.  По-хозяйски относятся к обще групповому добру.
  54.  Поддерживают добрые начинания своей группы.
  55.  Придерживаются одинакового мнения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.
  56.  Уважают друг друга.
  57.  Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами своей группы.
  58.  При необходимости готовы взять на себя обязанности товарищей по группе.
  59.  Хорошо знают черты характера друг друга.
  60.  Умеют делать все на свете. +
  61.  Ответственно выполняют любую работу.
  62.  Оказывают активное сопротивление всему тому, что разобщает группу.
  63.  Одинаково оценивают правильность распределения привилегий в группе.
  64.  Поддерживают друг друга в трудные минуты.
  65.  Искренне радуются успехами других групп, новых членов в своей группе.
  66.  В сложных ситуациях действуют организованно и дружно.
  67.  Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
  68.  Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
  69.  Заботятся об успехах группы.
  70.  Одинаково правильно оценивают справедливость наказаний, которые за допущенные ошибки заслуживает группа или кто–либо из её членов.
  71.  Внимательно относятся друг к другу.
  72.  Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и чужой группы, не только старых,  но и новых членов группы.
  73.  Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят такое распределение обязанностей, которое вполне устраивает всех.
  74.  Хорошо знают, как обстоят друг у другу дела.
  75.  На любой вопрос могут дать правильный ответ. +

 

Обработка результатов и выводы.

Ключ к методике заложен в самом бланке испытуемого. Столбцы цифр, следующие в нём слева направо, соответствуют номерам суждений, при помощи которых оценивается развитость в группе ответственности (1), коллективизма (2), сплоченности (3), контактности (4), открытости (5), организованности (6) и информированности (7). Последний справа столбец цифр соответствует контрольным суждениям.

Если ответы  на все контрольные суждения соответствуют стандарту

( 0 баллов) и если испытуемый в своём бланке для оценки отношений в своей группе использовал достаточно разнообразные цифры ( не одну и не две, а больше), то делают выводы о том, что его оценкам своей группы можно доверять. В противном случае его ответы считаются не заслуживающими доверия, а заполненный им бланк при оценке уровня развития группы как коллектива в расчёт не принимается.

Сначала подсчитываются средние оценки группы  по каждому из 70 рабочих суждений, затем определяются средние оценки этой же группы по семи перечисленным выше видам отношений и наконец общая средняя оценка уровня развития группы как коллектива. Все они записываются в центре диаграммы, которая называется “Социально-психологический рельеф группы, как и коллектива”. Каждый малый сектор этой диаграммы соответствует одному из 70 рабочих суждений в методике, а в семи больших секторах диаграммы собраны суждения, относящиеся к одному виду отношений, соответствующему названию данного сектора, написанному сверху над ним. Ломаной линией на рельефе показана степень развития в группе каждого из видов отношений, которые оцениваются при помощи 70 частных суждений. Для представления уровня развития этих отношений на рельефе использована та же шкала, которой пользовались испытуемые, оценивая свою группу как коллектив.

Решение вопроса о том, на каком уровне развития находится данная группа как коллектив, принимается на основании её общей оценки, которая размещена в центре рельефа. Для вывода об этом пользуются следующей шкалой:

свыше 5,0 баллов – группа очень высокоразвитая как  коллектив,

от 4,5 до 4,9 балла – группа высокоразвитая как коллектив,

от 4,0 до 4,4 балла -  группа среднеразвитая как коллектив,

от 3,5 до 3,9балла – группа слаборазвитая как коллектив,

меньше 3,5 балла – группа неразвитая как коллектив.

 

2. Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе.

Во всяком «живом» взаимодействии в большей степени проявляются те характеристики взаимодействия, какие ценности (потребности) имеются у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества субъекты ориентируются в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно для организации сотрудничества необходимо обеспечить условия для реализации субъектами этих трех ценностей вместе.

Творчески – реализуя свои способности «с избытком», выявляя в объекте взаимодействия новые стороны и отношения, тем содействуя реализации способностей другим субъектом.

Диалогически – ориентируясь на потребности другой стороны в данном объекте, обращаясь к субъекту как к целостности, имеющей право на другие потребности (неожидаемые), тем обнаруживая и свои собственные потребности.

Рефлексивно – соотнося свои способности и потребности с общими целями, тем отображая и корректируя взаимодействие в целом.

Доминирование только одной – двух ценностей во взаимодействии деформирует сотрудничество и ведет к тупикам в развитии взаимоотношений субъектов (к конфликтам и др.) Влияя на эти характеристики можно активно приближать любое взаимодействие к сотрудничеству.

Инструкция. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашей группе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не обязательно.

Список утверждений

  1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
  2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
  3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
  4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
  5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
  6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
  7. Классному руководителю с нами интересно.
  8. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
  9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
  10.  Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
  11.  Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
  12.  Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
  13.  Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
  14.  Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
  15.  В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
  16.  Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
  17.  Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
  18.  При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
  19.  Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
  20.  В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов, возможно, рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

  • (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
  • (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
  • (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
  • (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
  • (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
  • (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
  • (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
  • (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
  • (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
  • (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл, кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (+ -) ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Для простоты анализа считают результаты:

  • низкий – ниже 60%,
  • нормальный – в интервале 60-80%,
  • высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

 3. Метод исследования коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев)

Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах от 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако, при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.

35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует.

Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризуют ведущего как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках 7-10 баллов всякое взаимодействие с аудиторией отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости, – предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностями общающихся и сопутствующими общению обстоятельствами.

Тестовая карта коммуникативной деятельности

Бланк тестируемого  __________________

1.Доброжелательность

7

6

5

4

3

2

1

Недоброжелательность

2. Заинтересованность

7

6

5

4

3

2

1

Безразличие

3. Поощрение инициативы

7

6

5

4

3

2

1

Подавление инициативы

4. Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)

7

6

5

4

3

2

1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

5. Активность

(все время в общении, держит слушателей «в тонусе»)

7

6

5

4

3

2

1

Пассивность

(не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

6. Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7

6

5

4

3

2

1

Жесткость

 (не замечает изменений в настроении аудитории)

7.Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие дифференциро-ванности в общении (нет индивидуального подхода)

4. Социометрическая методика  Р.С. Немова.

 

Данную методику можно использовать для практического  изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый  вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в ученической группе, хотя сама методика вполне годится и для  исследования взаимоотношений в любой  другой более или менее  стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.

 Перед  началом   исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают  инструкцию примерно  следующего содержания :

Ваша группа  существует уже давно. За это время   вы смогли  неплохо узнать  друг друга и между вами сложились  определённые личные  взаимоотношения типа симпатии и антипатии. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то – не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но, представьте себе, что всё начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указав свою фамилию и имя):

  1. Кого из членов вашей группы вы включили бы в состав вновь создаваемой группы?  Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.
  2.  Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

 

Обработка, представление и анализ результатов.

Полученные от членов группы  листки с ответами  на предложенные вопросы обрабатываются и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом.

   Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке. В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом,  например  синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимны, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета.

Крайние правые  столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся суммарные данные о числе выборов и отклонений, полученных  и сделанных каждым из членов  группы. Подсчитав число  синих цифр в строке каждого  члена группы, устанавливают число сделанных  им выборов, и соответствующие  данные записывают в первый правый столбец  матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путём, но за счёт определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого.  Они заносятся во второй правый столбец матрицы.  Для того чтобы определить, сколько выборов  получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. Аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй её нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы и эти результаты вписываются в те клетки  матрицы, которые расположены в правом нижнем её углу (отмечены в матрице знаками  ∑ ).

     Просматривая нижние  строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот её член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше  всего отклонений.

      Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы.  Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной  группе взаимоотношения. Чаще всего строятся групповые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого -  того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы.

       Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма- мишень, обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы.

  На индивидуальной социограмме в её центре располагается тот член группы, чьи отношения данная социограмма представляет. А вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного её члена существуют определённые отношения (кого он выбирал или отклонял или кто его выбирал или отклонял), причём те, у кого с данным  индивидом более тесные отношения (первые выборы или отклонения), изображаются при помощи кружков большей величины, а те, с кем отношения более отдалённые (последующие выборы или отклонения), - кружком меньшей величины. 

  Данные обследования группы,  представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом:

 

C =    K    ,

     ∑ВВ

где   Сnпоказатель групповой сплоченности;

     K общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе;

     ∑ВВ максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель K устанавливается по социометрической матрице, а показатель  ВВ  определяется, в свою очередь, по формуле: 

 BB =n(n-1), где  nчисло членов изучаемой группы.

              2

 

 

 

 

 

База исследования:

 

    Исследование проводилось в профессиональном образовательном учреждении г. Серпухова. Испытуемые – группа учащихся. 2 курса в возрасте от 17-18 лет. Общий объем выборки составил 24 человека. Опрошено 24 учащихся. Из них 12 девушек и 12 юношей.

    Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе изучалась проблематика взаимоотношений, существующих в группе в ходе проведения групповых занятий, наблюдений, бесед.

    На втором этапе группа испытуемых была проведена через ряд методик, включающих в себя методику социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) Р.С. Немова; метод изучения коммуникативной деятельности с помощью тесовых карт коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева; тест уровня сотрудничества в детском коллективе; социометрическую методику Р.С. Немова.

    На третьем этапе проводилась обработка результатов. Все полученные данные исследования проанализированы, обобщены и систематизированы.

 

 

 

 

Анализ результатов методики социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) Р.С. Немова

 

     В обследовании приняли участие группа испытуемых учащихся 2 курса. Всего было опрошено 24 человека.

     Задача исследования – изучить систему отношений в малой группе и выделить среди них наиболее и наименее развитые.

     На основании полученных данных была построена диаграмма, позволяюшая оценить систему отношений, существующих в группе и дать оценку психологического развития группы как коллектива. Средние показатели значений по каждому из 7 отношений в группе по всей выборке испытуемых приведены на рисунке № 1. 

 

              Рисунок 1. Социально-психологический рельеф системы отношений в группе

    

 

    Из полученных результатов можно сказать, что тестируемая группа учащихся психологически слаборазвитая как коллектив – общая средняя оценка равна 3,57 балла.

    Среди отношений, существующих в группе, следует отметить наиболее развитые, такие как контактность (общая оценка по шкале 4,32 балла); организованность (4,25 балла); информированность (4.3 балла); коллективизм (3.95 балла). Данные значения показывают  средний уровень развития отношений, что позволяет предположить неплохое взаимодействие членов группы между собой в различных видах деятельности: учебной, досуговой и т.д.

     Наименее развитыми являются такие отношения как ответственность (общая оценка по шкале 3,31 балла) и сплоченность (3,31 балла). Это свидетельствует о том, что учащиеся группы не всегда относятся ответственно и имеют заинтересованность к выполняемому делу или

поручению. А также не проявляют должную активность в процессе

деятельности, что сказывается на групповой сплоченности.

     Практически неразвитым или развитым слабо можно назвать такое отношение в группе, как открытость (общая оценка по шкале 1,55 балла). Возможно, такой уровень связан с тем, что учащиеся группы не всегда тактичны по отношению к новичкам группы, сокурсникам, учащимся других групп. Не умеют объективно оценивать и принимать успехи и неудачи, как в своей группе, так и других групп.

 

Вывод.

   

   Таким образом, проанализировав полученные результаты исследованной группы учащихся, можно судить о психологическом уровне развития группы как коллектива, выделить наиболее развитые и наименее развитые отношения, существующие в группе.

Рекомендации.

    

   1. Учащимся группы необходимо развивать личностное отношение и повышать мотивацию при выполнении общего дела. Проявлять заинтересованность и активно включаться в продуктивные виды деятельности.

   2.  Формировать объективную самооценку деятельности как внутри группы, так и других групп, проявлять толерантность во взаимоотношениях с новичками группы. Сокурсниками, учащимися других групп.

    3. Куратору группы следует обратить внимание на необходимость вовлечения как можно большего числа учащихся группы в различные виды деятельности, общегрупповые мероприятия. Повышать интерес к выполняемому делу. Использовать личносто-ориентированный подход в работе с учащимися.  

 

Анализ результатов теста уровня сотрудничества в детском коллективе.

 

    С целью выявления уровня сотрудничества в коллективе группа испытуемых была подвергнута обследованию с использованием теста. Опрощен 21 человек. Обследование выявило 10 основных характеристик (шкал) взаимодействия в группе, ценностных ориентаций  его участников, имеющих различный уровень развитости – высокий (в интервале 80% - 100%), средний (в интервале 60% - 80%) и низкий (ниже 60%).

   Процентное соотношение данного уровня представлено на диаграмме рисунка № 2

                 Рисунок 2. Уровень развития сотрудничества в коллективе

 

    В обобщенном виде анализ характеристик  показал следующие результаты.

   

    По шкале 1 (ценность учебного заведения) в соответствии с утверждениями №1 и №11 вопросника были получены количественные значения 13,5 баллов и 14 баллов, что составляет  64% и 66%. Такой групповой результат соответствует нормальному уровню развитости. Это свидетельствует о том, что для учащихся группы является значимым авторитет учебного заведения.

    По шкале 2 (ценность группы) в соответствии с утверждениями №2 и №12 имеются средние значения 4балла и 15,5 баллов, что составляет 19% и 73% соответственно. Такое расхождение в уровне развитости  с низкого до нормального, предположительно, связано с недостаточной вовлеченностью членов группы в общие дела.  Учащиеся не всегда делают акцент на групповые интересы.

    Шкала 3 (ценность личности) в соответствии с утверждениями №3 и №13 показывает средние значения 16 баллов и 12 баллов, что составляет 77% и 57%. Данные результаты  соответствуют нормальному уровню развития. Следует отметить, что расхождения процентного соотношения по шкале свидетельствует о том, в группе отдается предпочтение свободе самовыражения, возможности высказать и отстоять свою точку зрения. Однако, позиция лидера в группе определяется не только умением выражать мнение других ребят.

    По шкале 4 (ценность творчества), соответствующей утверждениям №4 и №14 результаты таковы: 18 баллов и 19 баллов, что составляет 86% и 90%. Это высокий показатель уровня развитости данной характеристики коллектива, который говорит о большой потребности членов группы в реализации творческих способностей, идей и замыслов; ориентация на интересную проективную деятельность.

    Шкала 5 (ценность диалога)  по утверждениям №5 и №15 имеет следующие средние значения: 7 баллов  и 14,5 баллов, что составляет 33% и 69%. Это соответствует низкому и нормальному уровню развитости. Такая разница значений возможно связано с тем, что в группе старших подростков  общение, диалог строятся как правило, на основе общности интересов, увлечений, симпатий, предпочтений. В то же время в процессе взаимодействия друг с другом проявляют взаимопомощь.

   Шкала 6 (ценность рефлексии), которой соответствуют утверждения №6 и №16, имеет количественные значения 17баллов и 13 баллов, что составляет 80% и 60%. Такие данные показывают нормальный уровень развития. Скорее всего, члены группы проявляют большую активность в деятельности в случае личной заинтересованности, важности и значимости выполняемого дела для каждого.

    По шкале 7, которой соответствуют утверждения №7 и №17, можно оценить креативность куратора группы. Полученные количественные значения равны 18 баллам, что составляет 86%. – это высокий уровень развитости. Стоит предположить, что такой  показатель свидетельствует о том, что куратор воспринимается группой как человек творческий, лидер и организатор интересных дел, которые развивают способности и наклонности ребят.

   Шкала 8 (оценка диалогичности куратора группы) в соответствии с утверждениями №8 и №18 имеет средние значения 19 баллов 16 баллов, что составляет 90% и 77%. Полученные данные соответствуют нормальному и высокому уровню развитости характеристики. Такой  показатель говорит о том, что куратор группы – человек авторитетный «значимый взрослый», который способен понять и помочь в различных ситуациях.

   Шкала 9 (оценка рефлексивности куратора группы). По утверждениям №9 и №19 были получены следующие количественные значения: 19 баллов и 17 баллов, что составляет 90% и 80% соответственно. Высокий уровень по данной шкале показывает, что куратор  в представлении группы высокоинтеллектуальный человек, имеющий широкий кругозор; знающий и адекватно оценивающий проблемы, возникающие в группе и способный принять ответственные решения.

    Шкала 10 (откровенность). Следует отметить, что  полученные средние значения по утверждениям №10 №20 составляют 15 баллам и 18 баллам соответствуют 71% и 86%. Такой высокий процентный показатель позволяет судить о достоверности ответов, полученных в процессе проведения тестирования.

   

 Вывод.

  

   Таким образом, по всем десяти шкалам, характеризующим развитость тех или иных ценностных ориентаций, имеющихся в группе, среднее арифметическое составляет 69% и 84% соответственно. Это является показателем достаточно высокого уровня развития сотрудничества в коллективе. 

 

Анализ результатов метода исследования коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева

 

Для изучения стиля общения с группой и оценки развития основных качеств коммуникативной деятельности было проведено обследование с использованием карт коммуникативной деятельности, состоящих из шести шкал.  В качестве тестируемых были выбраны обучающиеся 2 курса, входящие в актив и являющиеся представителями Молодежного парламента учебного заведения. Также выступающих в составе агитбригады «Профессионал» на различных мероприятиях и конкурсах и имеющих неплохой опыт общения с аудиторией. Общее количество тестируемых – 4 человека. Из них 1 юноша и 3 девушки.

Исходя из анализа тестовых карт испытуемых и нахождения усредненной оценки коммуникативной деятельности, были получены следующие результаты.

  

   Тестируемый – Ткаченко В. Усредненная оценка коммуникативной деятельности составляет 45 баллов. Такой высокий показатель свидетельствует о том, что  процесс общения с  группой строится на активном взаимодействии со всеми ее  участниками. Тестируемый свободно общается с аудиторией, использует средства ораторского искусства. При этом удается активизировать внимание всей группы. Все заняты общим делом, что позволяет достичь поставленных целей. Вместе с тем испытуемому удалось проявлять доброжелательность, держать слушателей «в тонусе», демонстрировать личную заинтересованность к теме разговора, умение выразить свои эмоции и чувства к проблематике выступления. В процессе обсуждения тестируемый умело мог погасить возникающие конфликтные ситуации.

  

    Усредненная оценка коммуникативной деятельности тестируемого Печненюк Ю. составляет 38 баллов, что является высокой оценкой. Это говорит о том, что испытуемый создает дружескую непринужденную атмосферу в группе, что позволяет активно обсуждать поставленные вопросы. Испытуемый предоставляет возможность каждому высказать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. В процессе взаимодействия предлагает найти разные варианты решения проблемы. Удачные предложения одобряются. Общение с аудиторией проходит в активной доброжелательной обстановке, открыто выражая свои чувства и эмоции, используя индивидуальный подход к каждому.

 

    Тестируемый – Мартынов М.  Усредненная оценка коммуникативной деятельности составляет 35 баллов, которая соответствует высокому уровню значений. Испытуемому удалось создать атмосферу неформального непринужденного общения с группой, когда все участники заинтересованы в выполнении общего дела. В процессе взаимодействия вызвать эмоциональный отклик у аудитории, создать условие желающим высказаться. Умело направить обсуждение в нужное русло. В разговоре эмоциональное выражение несколько снижено. Более спокойный тон общения позволяет судить о некоторой отстраненности. С другой стороны, тестируемый активно поддерживает нить разговора, умело уходит от возражений. Использует больше общие ответы, не всегда ориентируется на предложения участников группы, самостоятельно обобщает и делает выводы.

 

    Усредненная оценка коммуникативной деятельности Григорьевой Д. составляет 34 балла, что характеризует тестируемого как вполне удовлетворительно владеющего приемами общения с группой. Испытуемый довольно свободно общается с аудиторией и легко входит в контакт. Однако не все участники находятся в поле его внимания. При обсуждении опирается на наиболее активную часть аудитории, остальные являются наблюдателями. Процесс взаимодействия оживленный, хотя не все цели бывают достигнуты. Тестируемому свойственна эмоциональная открытость. Обсуждение проходит в доброжелательной обстановке. Испытуемый проявляет личную заинтересованность к теме разговора, хотя не всегда уделяет должного внимания инициативе участников.       

 

Скачать статью в формате Word можно здесь
Категория: Коллегам | Добавил: n-korolev (20.04.2014)
Просмотров: 11507 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: